Опыт учителя-наставника
Бирюкова Надежда Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ « Гимназии №8»
Наставничество
Надежда Викторовна Бирюкова является наставником молодого специалиста Полины Викторовны Анохиной, учителя начальных классов. Надежда Викторовна – опытный педагог, стаж работы – 32 года, в течение ряда лет руководит школьным методическим объединением учителей начальных классов.
Полина Викторовна пришла в гимназию на педагогическую практику, будучи студенткой Рубцовского педагогического колледжа. Будущий педагог показала отличные знания методики преподавания предметов, сумела завоевать сердца детей, нашла контакт с педагогами гимназии. Так Полина Викторовна была принята учителем в гимназию.
С первых дней её работы Надежда Викторовна Бирюкова оказывала помощь молодому специалисту: познакомила с локальными актами гимназии, с системой оценки письменных работ и устных ответов учащихся. Наставник и Полина Викторовна разрабатывали рабочие программы по учебным предметам. В первый год совместной работы Надежда Викторовна контролировала, чтобы молодой специалист вовремя выполняла распоряжения администрации гимназии, принимала участие в методическом объединении учителей начальных классов гимназии и города. Она познакомила Полину Викторовну с руководителем методического объединения молодых специалистов, где она теперь состоит, обучается и сотрудничает с такими же молодыми педагогами.
Был установлен график взаимопосещения уроков. Сразу стало понятно, что основная проблема молодого специалиста – не в методике преподавания, а в потере времени на уроке из-за неэффективных попыток наладить рабочую атмосферу. Молодой педагог и наставник вместе искали приёмы выхода из такой ситуации. Причём, применяли эти приёмы совместно: Надежда Викторовна - со своими детьми, Полина Викторовна – с детьми своего класса. Конечно, всё наладилось не сразу, но определённые успехи были, чему все были очень рады.
Перед наставником стояла ещё одна сложная задача: научить молодого специалиста взаимодействовать с родителями обучающихся, их семьями. Были составлены небольшие (10-15-минутные) лектории для родительских собраний, чтобы «обнажить» проблему, которую учитель видит в классе, и дать варианты её решения. Понемногу родители стали прислушиваться к молодой учительнице и серьёзнее её воспринимать.
Сотрудничая с молодым специалистом, Надежда Викторовна обнаружила её некую пассивность, отсутствие активности в жизни коллектива гимназии. Это заставило наставника искать пути вовлечения учительницы в жизнь коллектива. Полина Викторовна стала членом первичной профсоюзной организации. Работа в профсоюзе помогла ей лучше освоиться в коллективе, стать смелее и активнее.
Надежда Викторовна Бирюкова настойчиво рекомендует Полине Викторовне продолжать обучение в ВУЗе. Молодого учителя интересует область дефектологии. Это нужные и редкие специалисты в образовательной организации.
Спустя два года у Полины Викторовна сложились хорошие отношения с детьми, ей помогают и её поддерживают родители учащихся. Сейчас Полина Викторовна более открыта для сотрудничества. Процесс адаптации к работе в школе прошел успешно. Надежда Викторовна надеется, что Полина Викторовна на долгие годы свяжет свою жизнь со школой.
Опыт учителя-наставника
Сирица Инна Евгеньевна,
учитель начальных классов МБОУ « Гимназии №8»
Инна Евгеньевна Сирица является наставником молодого специалиста Анастасии Сергеевны Мяльчиной, учителя начальных классов. Инна Евгеньевна – опытный педагог, стаж её работы – 25 лет.
С первых дней знакомства с молодым учителем был установлен тесный контакт. Анастасия Сергеевна - очень открытый, доброжелательный человек, который не боится спрашивать совета и, самое главное, пробовать новое. Это позволяет ей успешно развиваться в профессии.
Инна Евгеньевна грамотно и эффективно выстроила работу с молодым учителем. Первые шаги - это знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, оказание методической помощи в составлении календарно-тематического планирования при проектировании рабочей программы. Важным моментом, по словам Инны Евгеньевны Сирицы, стал инструктаж по работе с сайтом гимназии, по ведению электронного классного журнала системе АИС «Сетевой регион. Образование». Инна Евгеньевна отмечает, что сегодня молодые педагоги намного быстрее овладевают техническими средствами и даже могут помочь с установкой приложений и программ на компьютере.
Совместная работа началась в августе. Молодой педагог и наставник обсудили организационные моменты знакомства с классом и родителями учеников, обозначили тему родительского собрания, разработали памятку для родителей первоклассников.
Трудности у начинающего специалиста возникли уже на первых уроках. Молодому учителю было сложно удержать внимание первоклассников, организовать рабочее место ученика, активизировать деятельность первоклассников на уроке. Инна Евгеньевна Сирица предложила эффективные формы и приемы работы, дала советы по организации учебной деятельности на уроках.
На протяжении всего учебного года Инна Евгеньевна и Анастасия Сергеевна работают очень тесно. Беседы после уроков, обсуждение рабочих моментов происходят ежедневно. Инна Евгеньевна отмечает, что иногда молодому учителю нужны просто поддержка, подсказка, совет.
Анастасия Сергеевна проявляет интерес к опыту работы других педагогов гимназии, ей всегда интересно посещать уроки коллег, методические объединения, совещания.
Инна Евгеньевна Сирица утверждает, что обязанности наставника предполагают не только ответственность, но также дают и ряд преимуществ:
- во-первых, педагог ощущает свой вклад в процесс профессионального становления своего коллеги;
- во-вторых, наставничество помогает опытному учителю увидеть и наметить новые перспективы в сфере собственной педагогической деятельности.
Инна Евгеньевна уверена, что от тех людей, которые оказываются рядом с молодым специалистом в период его профессионального становления, зависит многое.
В течение всего трудового пути Инна Евгеньевна Сирица является членом профсоюзной организации, активным участником различных конкурсов, акций. Вступить в профсоюзную организацию в начале учебного года она предложила и Анастасии Сергеевне.
Наставник считает, что профсоюз – это организация, где работают неравнодушные и увлечённые люди, профессионалы своего дела. Здесь поддержат молодого специалиста, дадут ответы на все вопросы. Профсоюз дает массу возможностей: можно участвовать в конкурсах, учиться и развиваться, обмениваться опытом. Благодаря поддержке наставника Анастасия Сергеевна стала активным членом профсоюза, приняла участие в ежегодном турнире по боулингу среди профсоюзов образовательных организации. Молодой педагог участвует в различных акциях, в организации культурных мероприятий.
Профессиональный тандем наставника и молодого специалиста – ключ к уверенному старту в профессии!